Сегодня, согласно правилам всех международных подводных федераций и дайвинг клубов, компенсатор плавучести является обязательным элементом снаряжения аквалангиста. Исключение возможно лишь при использовании сухого костюма с интегрированным воздушным поддувом - он сам выполняет функции жилета компенсатора.
Компенсаторы плавучести предназначены для регулировки положения аквалангиста под водой. Они способны компенсировать снижение плавучести неопреновых гидрокостюмов в результате повышения глубины погружения дайвера и компенсировать повышение плавучести при постепенном расходовании воздушной смеси из баллонов. Жилет компенсатор позволяет дайверам свободно регулировать свое перемещение по вертикали, и поддерживает его на поверхности воды при всплытии.
Каждый компенсатор плавучести состоит из нескольких
основных элементов:
1.Воздушной камеры;
2. Инфлятора – прибор для управления плавучестью. Позволяет регулировать количество воздуха в воздушной камере;
3. Предохранительного клапана;
4. Ремней для крепления;
В результате эволюции в мире снаряжения для дайвинга, право на жизнь завоевали два основных типа компенсаторов плавучести: жилет компенсатор и компенсатор крыло. Мы остановим свое внимание на жилете компенсаторе.
Жилет компенсатор имеет воздушные камеры на спине, по бокам и на груди. Его преимущества в том, что он облегает тело, равномерно направляя выталкивающую силу в соответствии с потребностью дайвера, не смещает центр плавучести, увеличенная подъемная сила за счет большего объема используемой воздушной смеси, большое количество карманов и крепления для инструментов и полезного груза.
Важной характеристикой при выборе компенсатора плавучести является его подъемная сила. Считается, что ёмкость воздушной камеры жилета должна соответствовать весу снаряжения в воде. Вес снаряжения зависит в основном от типа гидрокостюма и, соответственно, количества грузов.
Следующим важным моментом является интегрированная грузовая система, ее конструкция и расположение. Грузовые карманы должны иметь надежную систему крепления, вместе с тем позволяющую мгновенно произвести аварийный сброс грузов. Наиболее распространена система крепления на «липучке». Груз, размещенный в карманах, значительно влияет на балансировку тела дайвера в толще воды. Нарушение баланса приводит к появлению поворачивающего момента. Очень полезно, если конструкция грузовой системы предусматривает изменение положения грузовых карманов или наличие дополнительных карманов с не сбрасываемыми грузами, расположенных в спинной части жилета. Это позволяет отрегулировать правильный баланс центра тяжести и центра плавучести снаряжения дайвера.
Так же нужно обратить внимание на материал, из которого изготовлен жилет. Чаще всего компенсаторы изготавливаются из нейлона с нанесенным на него полиуретановым покрытием, что обеспечивает высокую прочность и герметичность жилета. В зависимости от стоимости и качества компенсаторов, используемый нейлон различается по прочности от 420 до 840 DEN. А в спортивных моделях используется высокопрочный нейлон в 1000 DEN. Нужно учитывать, что в зависимости от плотности материала могут увеличиваться масса и габариты компенсатора, а также его срок службы.
Производители расходуют громадные средства для исследований в этой области. В частности, они разработали большое количество систем в конструкции жилета-компенсатора, которые обычно обозначаются такими аббревиатурами, как IDS, SLS, TAS, ISS, непонятными для большого количества дайверов. Все эти символы обозначают определенные функции компенсатора.
При выборе жилета стоит обратить свое внимание на:
-толщину ремней, ширина, их качество, а так же допустимую регулировку их длины (особенно это касается поясного);
- обращать внимание на устройство пряжек, чтобы они были надежны и удобны при расстегивании (в перчатках особенно). Имеющиеся поворотные плечевые пряжки гарантируют плотное прилегание и полное обхватывание торса;
- предполагается выполнение спинной детали подвесной системы из мягкой негладкой материи, чтобы примыкание к спине было и плотным и удобным.
Покупая жилет, необходимо его подогнать точно по фигуре. В этом могут помочь и продавцы и подробная инструкция по эксплуатации, которая должна иметься в наличие. Всю систему нужно примерить в сборе, присоединив воздушный баллон к жилету, если покупатель испытывает неудобство, баллон отвисает, если равновесие можно удержать, только нагнувшись вперед, значит либо жилет не подходит, либо не правильно сделана подгонка.
Приятно погружения.