Рим – это по истине, вечный город! Он является старейшим городом мира, древняя столица Римской империи. Таинственность и привлекательность Рима заключается в умении сочетать древнее и современное. Также Рим называют "городом на семи холмах". В мире только три города, стоящие на семи холмах. Это златоглавая Москва, северная красавица Чердынь, и конечно же Рим. По количеству достопримечательностей Рим один из самых больших городов Мира.
Рим — город пестрый и всеобъемлющий. В сетях широких улиц, где сверкают современные витрины, узких кривых проулков, неизвестно куда ведущих, и маленьких площадей, уставленных столиками уличных кафе, он легко соединяет все исторические эпохи, архитектурные стили и человеческие характеры. Этот город, кажется, вмещает и приемлет все, что может изобрести человеческий ум, ибо уже знает наше непостоянство.
Рим – самое туристическое место на земле. К этому городу нельзя подъезжать без волнения, с ним связаны три тысячелетия человеческой истории. Сотни великих имен – от Горация и Вергилия, Цицерона и Цезаря, Брута, Спартака, Микеланджело и Рафаэля, Джордано Бруно и Гарибальди - возникают в памяти при слове «Рим».
Хотя история Рима насчитывает более трех тысяч лет, само рождение Вечного города окутано глубокой тайной. По легенде, Рим был основан в 753 году до н.э. сыновьями бога войны Марса и дочери местного царя, весталки Реи Вильвии – Ромулом и Ремом. Согласно преданию, Рем выбрал низменность между Палатинским и Капитолийским холмами, но Ромул настаивал на том, чтобы основать город на холме, вспыхнула ссора, в ходе которой Ромул убил своего брата. В честь Ромула Рим и получил свое название.
Вся история Средних веков стала для Рима историей борьбы между Папами и императорами Священной Римской империи. В Городе практически не прекращались междоусобные войны, многие знатные роды боролись за власть. В 1084 году Рим был сильно разрушен. Но в XI-XII веках здесь выросли новые замки знатных фамилий, развернулось церковное строительство. В период пребывания на престоле папы Иннокентия III (1198-1216 гг.) Рим занял положение центра католического мира.
В дальнейшем в истории этого города, уже действительно казавшегося вечным, были и взлеты, и падения, и к середине XV века Рим превратился в крупнейший центр Возрождения.
Сегодня об этих временах помнят разве что историки да сам древний город. Для туристов со всего мира это место – гигантский музей под открытым небом, экспонаты которого, ставшие бессмертными достопримечательностями Рима, пощадило безжалостное время.
Город живет в основном за счет многочисленных туристов и паломников, к услугам которых в современной столице Италии 1300 отелей и великое множество ресторанов, кофеен и пиццерий.
Рим расположен близ западного побережья Центральной Италии, примерно в 24 км от места впадения р.Тибр в Тирренское море. Рим раскинулся на холмистой равнине, известной под названием Римская Кампанья. Она окаймлена невысокими горами: Сабатини - на северо-западе, Сабини и Пренестани - на востоке, Альбани - на юго-востоке. Река Тибр делит Рим на две части. Город построен на нескольких холмах, причем семь из них находятся в историческом центре (Капитолийский, Квиринальский, Виминальский, Эсквилинский, Целийский, Авентинский и Палатинский). Кроме того, известны холмы Пинчо и Яниколо и гора Марио.
Почти круглый год в Риме преобладает хорошая погода. Правда, летом бывает жарко. Средние температуры июля - августа нередко превышают 24° С при низкой влажности. Зимы мягкие, со средними температурами ок. 7° С, однако изредка бывают морозы и даже небольшие снегопады. Среднее годовое количество осадков 840 мм. Летом город страдает от сирокко - жаркого, удушливого южного ветра, а зимой - от сильного северного ветра трамонтана.
Латинский язык, родившийся здесь, многие века был официальным языком культуры (в наше время – медицины). Римское искусство и архитектура стали образцом для всего мира, а законодательство, установленное здесь, – базой западного правового общества.
Столица Италии – настоящий рай для ценителей искусства, истории и архитектуры эпохи Возрождения и барокко. Ни одна столица мира не может похвастаться такой концентрацией достопримечательностей на один квадратный километр своего исторического центра города. И все эти памятники истории и культуры составляют неотъемлемую часть Вечного города и превращают Рим в великолепнейший город-музей. Причем влияние этого города на мировую историю совершенно невозможно переоценить.
Около 9 миллионов туристов со всех концов земного шара ежегодно приезжают в Рим, чтобы открыть для себя этот легендарный город. Чтобы насладиться произведениями искусства, архитектуры и истории. Рим соединяет в себе черты древнего города и шумной современной европейской столицы. Его церкви, фонтаны, дворцы, храмы, руины древних построек не могут не восхищать. Сюда стремятся в поисках прекрасного, в стремлении соприкоснуться с самой историей и культурой.
Рим это, наверное, самый большой город Европы по количеству достопримечательностей и исторических памятников.
В Рим ездили во все времена. Не зря ведь и по сей день считается, что "все дороги ведут в Рим". Сюда приезжали за вдохновением поэты, писатели, художники и композиторы всех национальностей. Среди них были - Гете, Стендаль, Генри Джеймс, Гоголь, Батюшков, Погодин, Тургенев, Герцен, Некрасов, Чайковский. Древнеримские руины восхищали знаменитых английских романтиков - Байрона, Китса и Шелли.
В эпоху возрождения над украшением Рима работали лучшие итальянские мастера: Микеланджело, Рафаэль, Браманте, Бернини. Рим по праву пользуется славой одного из красивейших городов мира. Рим завораживает приехавших, затягивает в круговорот улочек, памятников, старинных зданий и фонтанов, объединяя прошлое, настоящее и будущее.
Все достопримечательности Рима лучше обходить пешком, чтобы проникнуться неповторимым духом «вечного города». Исторический центр Рима достаточно небольшой, он занимает пространство от реки Тибр на западе до вокзала Термини на востоке, здесь находятся Римский Форум, Колизей, Пантеон, фонтан Трэви, Испанская лестница, базилика Св. Петра и Ватикан.
Римский Форум
Находящийся в долине, между двумя римскими холмами - Капитолием и Палантином, Римский Форум был центром общественной, коммерческой, религиозной и политической жизни Древнего Рима. Здесь происходили события, затрагивавшие повседневную жизнь рядового римлянина, но здесь же разыгрывались и многие драматические эпизоды римской истории.
Форум, расположившийся на площади около 500 м, в самом начале своего существования был огромным болотом, осушенным путем сооружения целой сети каналов (одним из которых стала знаменитая Клоака Максимус), куда собирались все воды, текущие в Тибр. Сегодня - это музей древности под открытом небом! Раскопки Римского Форума начались еще в XVIII веке и ведутся по сей день.
Происхождение слова forum было неясно самим древним. Варрон, «ученейший из римлян», связывал его с глаголом ferre («нести») и истолковывал как место, куда «выносились» все споры, а также товары. Такая интерпретация ценна уже тем, что указывает на две изначальные функции форума. После объединения города в единое целое, Форум стал идеальным центром (и почти географическим стержнем) Рима. С этого момента торговая деятельность стала постепенно перемещаться в другие места, а вдоль всего Форума, густо застроенного храмами, посвященными культу основных божеств и знаменитым обожествленным римлянам, базиликами, местами судебных процессов и торговых сделок, протянулась Священная дорога, Вия Сакра, по которой в дни празднеств двигались торжественные процессии, и с триумфом проходили победоносные войска. Форум интересен своим Комициумом, где собирался народ для выбора судей, Курией, в которой заседал Сенат, а также арками, трофеями и колоннами в память о выдающихся событиях. Среди трофеев особого внимания заслуживают знаменитые ростра вражеских кораблей, потерпевших поражение в битве, украшавшие трибуну деи Ростри. С нее выступали ораторы, увлекая толпу. Отсюда Цицерон ораторствовал против Катилины, а Антоний растрогал римлян своей хвалебной речью на смерть Цезаря. Было бы несправедливо не упомянуть о его декоративных элементах, таких как триумфальные арки Тиберия и Септимия Севера, огромное количество статуй, колонн, а также, часовенок, фонтанов и других менее значительных сооружений. На древних улицах Форума сохранились остатки храмов, дворцов, стадионов, домов и арок тех времен. Самый живописный вид на Форум открывается с Тарпейских скал на Капитолийском холме.
Колизей
Это самое грандиозное из дошедших до наших дней древнеримских сооружений - символ славы Вечного Города, превосходящий своими размерами все когда-либо построенные в Риме амфитеатры. В его стенах раздавалось эхо гладиаторских сражений, а позднее, когда камни Колизея расхищались на строительство средневековых церквей и дворцов, на смену ему пришло эхо от ударов молотов. Сегодня, полуразрушенные стены Колизея продолжают стоять, словно бросая вызов знаменитому пророчеству: "Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда Колизей падет, падет Рим; когда падет Рим, падет мир".
Колизей (первоначальное название - амфитеатр Флавиев) был детищем императора Веспасиана (из семьи Флавиев), который в 72 году задумал воздвигнуть памятник в честь военного триумфа на Ближнем Востоке. Колизей не удалось закончить при жизни императора. После его смерти в 79 г. строительство было продолжено сыном императора Титом. Церемония открытия состоялась в 80 г., положив начало его многовековой истории стодневными боями гладиаторов с дикими животными - слонами, тиграми и даже жирафами. Последние штрихи были добавлены преемником Тита императором Домицианом (81-96).
Размеры этого эллипсообразного "памятника истории" впечатляют и сегодня: его длина 188 м, ширина 156 м, высота 57 м, а площадь основания 527 м. Около 50 - 60 тысяч зрителей могли войти и выйти из амфитеатра через 80 выходов, 240 деревянных опор поддерживали над верхним ярусом огромный тент из парусины (веларий), натянутый моряками императорского флота и защищавший зрителей от солнца. Пол амфитеатра, покрытый песком, не давал участникам сражений скользить и впитывал кровь гладиаторских боев. В подвальных помещениях под ареной было расположено хранилище всего того, что было необходимо для зрелищ: клетки с животными, декорации, склады оружия для гладиаторов, машины и т.д. Проходя через систему разнообразных туннелей, блоков и подъемников, животные и участники сражений появлялись на арене Колизея. С помощью каналов и акведуков арена могла затопляться для проведения на ней потешных морских боев - навмахий.
Фасад Колизея представляет собой 3-х этажные ярусы тосканского, ионического и коринфского ордера (сверху вниз), который был выполнен из травертина, туфа и кирпича, облицован белым мрамором, а сверху надстроен еще один "этаж". Размещение зрителей на трибунах внутри Колизея различалось по социальному и половому признаку: нижние ряды ("подиум") занимали сенаторы во главе с императором, судьи, папы, а также весталки. Верхние ряды ("civic") занимали женщины, а на последних ("сумма") - располагались рабы, которые управляли 36 лифтами. Арки нижнего этажа были пронумерованы. Персональные места для особо важных зрителей можно увидеть и сегодня: надписи их имен хорошо сохранились.
Бои проводились по случаю знаменательных дат, ежегодных праздников и чрезвычайных событий. Представления длились целый день и проходили в определенном порядке. Сначала проводилась охота на животных, затем начинались публичные убийства с использованием ужасающих изощренных орудий, и завершали день гладиаторские бои. Здесь проводились бои гладиаторов, которые дрались не только между собой (с оружием или без), но и с дикими животными (venationes). В качестве "артистов" на арену выпускали пленных, рабов и преступников. Перед началом боя раздавался сигнал трубы, участники приветствовали Цезаря. По окончанию сражения судьбу раненого гладиатора решали зрители: подняв вверх большой палец, он молил их о пощаде. И если в ответ раздавались взмахи платками, гладиатор оставался в живых. Но опущенные большие пальцы вниз означали только смерть (такой исход был наиболее частым). Интересно то, что, император, заботясь об увеселении своего народа, посещение Колизея сделал бесплатным. Завсегдатаи Колизея оставались здесь несколько дней, принося с собой еду и питье. Запрет на проведение гладиаторских боев начал действовать с 438 г. н.э., хотя последняя запись о сражении с животными датируется 523 годом.
Здание Колизея довольно скоро пришло в упадок. Пожары и землетрясения продолжали разрушать Колизей на протяжении двух последующих веков. После падения Рима близ амфитеатра была построена небольшая церковь, а на арене устроено кладбище. Некоторые части здания превращались в крепость, другие - в дома или магазины. В последующие годы благодаря усилиям папы и представителей государственной власти начались раскопки и работы по реставрации и укреплению здания Колизея. Спустя 15 веков и 8 лет реставрации, в 2000 году Колизей снова был открыт для театральных выступлений.
Колизей и в наши дни доминирует над окружающими его строениями Рима. Особенно величественно Колизей выглядит ночью, освещенный в окружающей темноте потоками света.
Пантеон
Древний храм в Риме, расположенный в районе Марсова поля (совр. Кампо Марцио). Название храма греческое и означает «храм всех богов». Пантеон – одна из главных достопримечательностей Рима; это самая большая из сохранившихся античных купольных построек. К тому же вплоть до 19 в. не существовало купола большего диаметра. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам. Здание, которое называлось Пантеоном, впервые возвел на этом месте Марк Випсаний Агриппа в 25 веке до н.э. Однако оно сильно пострадало от пожаров в начале 2 в. н.э.
Огромный купол и ротонда Пантеона представляют собой шедевр римской строительной техники: вся конструкция выполнена из монолитного бетона, лишь нижняя зона купола армирована кирпичными арками.
Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, посетитель выходит в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями. Наружные стены вестибюля частью выложены из мраморных блоков, частью покрыты мраморной облицовкой. Сверху купол был покрыт позолоченной бронзой.
Пантеон сохранился в сравнительно хорошем состоянии благодаря тому, что с 609 был превращен в христианский храм Санта Мария ад Мартирес (его называют еще Санта Мария Ротонда, или просто Ротонда). В одной из боковых капелл Пантеона похоронен Рафаэль; впоследствии здесь же похоронили первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II.
Фонтан Треви
Неотразимая красота и мелодичное звучание мириад римских фонтанов вдохновили величайшего итальянского композитора Отторино Респиги на сочинение симфонической поэмы “Фонтаны Рима”. Одним из самых известных и выдающихся фонтанов “Вечного города”, считается фонтан Треви – достойный голос великого города.
Туристы, имеющие честь созерцать это величайшее творение искусства, замирают от восхищения, восторженные его потрясающей красотой и величием. Фонтан Треви – это массивная композиция – 20 м шириной и 26м высотой – занявшая почти всю площадь, которая явно мала для такого великана.
Этот роскошный барочный фонтан спроектировал знаменитый итальянский архитектор Николо Сальви на заказ для папы Климента ХII. Создание фонтана началось в 1732 году и закончилось в 1762 году. Фонтан Треви снабжается чистейшей водой из ключей, расположенных в 13 км от города. Вода для фонтана поступает по водопроводу Аква Верджине, действующему с 1 века до н. э.
Фонтан Треви является самым крупным в Риме. Он возведён перед величественным палаццо Поли. Великолепный фасад дворца и пышный фонтан создают общую, потрясающую по красоте, картину. На фоне роскошного дворца фонтан выглядит еще грациознее.
Фонтан Треви полностью посвящен морю. Мифический бог Океан (по некоторым мнениям Нептун), стоя на огромной колеснице в виде морской раковины, управляет водными каскадами. Находящаяся за его спиной центральная ниша дворца, создаёт впечатление, что бог Океан выехал через неё на своём роскошном транспорте, который тянут морские коньки и тритоны.
Журчащие потоки воды изящно струятся по остальным фигурам и шумно срываются, обрушиваясь на камни, тем самым, создавая чарующий звук волн, бьющихся о морской берег. По бокам от бога Океана в нишах расположились аллегорические фигуры, а вверху – барельефы. На одном из барельефов – девушка указывает римским солдатам на источник, а именно, акведук, поставляющий воду для “его величества фонтана”.
На площадь ежедневно стекаются тысячи туристов, чтобы иметь возможность полюбоваться фонтаном Треви и бросить монеты в его бассейн. Существует поверье, что человек, бросивший в воду монетку, вернётся в Рим еще раз. Во время еженедельной чистки бассейна со дна извлекается сумма в среднем достигающая 11 000 долларов. Собранная сумма передаётся благотворительной организации.
Если, по словам композитора Отторино Респиги, городские фонтаны – мелодичные голоса Рима, то величественный Треви – настоящий солист непревзойденной столицы Италии. Этот уникальный фонтан по праву признан одной из самых красивых достопримечательностей Рима. Фонтан Треви считается тем знаменитым местом, в котором обязан побывать каждый посетитель “Вечного города”.
Ватикан
Это независимое государство в центре Рима с его собственной валютой, почтовой службой и армией.
Свое название Ватикан получил от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia - "место гаданий". Это суверенное церковное государство - самое маленькое в мире. В Ватикане нет постоянного населения. Расположенный в западной части Рима Ватикан является резиденцией папы римского, высших органов управления римско-католической церкви и служащих ватиканских учреждений. Ватиканское подданство имеют около тысячи человек. Ватикан не имеет никакой налоговой системы и импортирует все товары, предоставляя торговцам соответствующие разрешения. Все граждане Ватикана, высшие должностные лица римской курии, все духовные и светские сотрудники папской администрации, а также члены семей последних, имеют право покупать товары по более низким, чем в Риме, ценам.
Глава Ватикана - Папа Римский - избирается пожизненно тайным голосованием на коллегии кардиналов (конклаве), обладает верховной законодательной, исполнительной и судебной властью. Высший законодательный орган Ватикана - однопалатный Папский совет.
Территория Ватикана, почти по всему периметру окруженная средневековыми стенами, включает культовый и дворцовый комплексы, сады, музеи, картинные галереи и административные здания. Формально итальянско-ватиканская граница проходит через площадь Св. Петра, но она никак не обозначена на местности. На принципах экстерриториальности Ватикану принадлежит ряд объектов и учреждений, расположенных вне его границ. К ним можно отнести знаменитые церкви Рима, радиостанция в Санта-Мария-ди-Галерея, летняя резиденция папы в Кастель-Гандольфо. Такой же статус имеют учебные заведения: Папский григорианский университет "Григорианум" (основан в 1553 году), Университет папы Урбана (основан в 1627 году), Папский латеранский университет (основан в 1824 году). Кроме того, Ватикан имеет земельные владения в Италии и Испании.
Транспортное движение на узких улочках Ватикана не значительно. Ватиканские номера имеют только автомобили самого папы, кардиналов, высших светских сановников римской курии, а также личный транспорт граждан Ватикана. Частные автомашины духовных и светских сотрудников ездят с римскими номерами. Бюджет государства ежегодно пополняется за счет доходов от туризма, церковных пожертвований со всего мира, доходов от размещения капиталов в иностранных банках, земельной аренды и продажи почтовых марок
Для визита по достопримечательностям Ватикана Ваши плечи и колени должны быть прикрыты: не допускается мини-юбок, шорт, открытых топов и сарафанов.
Аппиева дорога
Она располагается на юго-востоке Рима, недалеко от Сан-Джованни и соединяет Рим с "пяткой" итальянского "сапога", протянувшись до города Бриндизи на Адриатике. Это знаменитая военная дорога вела римлян из Рима в Капую и вошла в историю как первая мощеная римская стезя, которая была построена в 312 году до н.э. Аппием Клавдием - римским государственным деятелем, цензором, писателем, автором строк "Всякий человек - кузнец своей судьбы". Вдоль Аппиевой дороги расположено множество памятников: гробницы и виллы республиканского и имперского периода, христианские и иудейские катакомбы, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, ренессансные и барочные постройки.
По ней же когда-то вели на казнь Спартака… Аппиева дорога - уникальное место. Говорят, в 40 км от Рима закон всемирного тяготения, который открыл великий Ньютон, не работает! Здесь происходит удивительное зрелище: предметы, которые должны катиться под горку, на самом деле перемещаются в противоположном направлении!
Испанская лестница
Испанская лестница признана самой красивой лестницей в
Европе. Построенная в стиле барокко она впечатляет своими размерами и архитектурой.
Эта грандиозная барочная лестница в состоит из 138 ступеней, которые ведут с Испанской площади к расположенной на вершине холма Пинчо церкви Тринита-деи-Монти.
Среди множества иных лестниц и лестничных ограждений Испанская лестница выделяется своей уникальностью и неповторимостью в архитектурном смысле.
Несмотря на то, что лестница находится в столице Италии, свое название – Испанская – она получила из-за того, что рядом с ней на протяжении трехсот лет располагается посольство Испании. Саму лестницу построил в восемнадцатом веке французский архитектор Франческо де Санктис.
Испанская лестница привлекает туристов не только своей собственной красотой и изяществом, а также и тем, что, поднявшись на ее вершину, зрителю открывается великолепный вид на северо-восточную часть итальянской столицы.
Поднявшись вверх по витиеватым ступеням Испанской лестницы, вы упретесь в ворота другого архитектурного шедевра – французской церкви Тринита Деи Монти. Фрески в данной церкви расписывал ученик самого Микеланджело.
Ступени Испанской лестницы ограждают каменные перила. Лестница отличается не только своей красотой и историей. В Риме это известное место для встреч, свиданий, дружеского общения. Толпы иностранных туристов стекаются сюда не только чтобы полюбоваться красотами Рима, но и чтобы попеть песни, обсудить увиденное со своими соотечественниками или приезжими из других стран. В последнем случае нередко приходится прибегать к языку жестов, но атмосфера дружественности и доброжелательности, окутанная шармом данных мест, от этого нисколько не страдает.
Катакомбы Св. Каллиста
Одни из крупнейших христианских катакомб Рима. Они расположены в зоне Старой Аппиевой дороги. Использовались для захоронений в течение II-IV веков. Содержат множество фресок, скульптур и надписей этого периода, свидетельствующих о жизни и смерти членов христианской общины Рима первых веков новой эры.
В Риме множество катакомб, но катакомбы Св. Каллиста сохранились лучше других и включают в себя Папскую пещеру, в которой хранятся останки пап и мощи различных святых. Они были построены в 217 г. и названы именем Папы Каллиста. Множественные картины, скульптуры, рассказывающие о жизни и культуре первых христиан.
Пирамида Цестия
Пирамида является древнеримским мавзолеем в форме
неправильной пирамиды на Авентине в Риме. Она построена между 18 и 12 гг. до н. э. для Гая Цестия Эпулона. Пирамида Цестияпредставляет собой прекрасно сохранившееся сооружение из бетона, облицованного кирпичом и мрамором. Высота составляет 125 римских футов (или 36,4 метра), длина основания — 100 римских футов (30 метров). Внутри пирамиды находится склеп длиной 5,95 м, шириной 4,10 м и высотой 4,80 м. Рядом — Некатолическое кладбище с могилами Шелли, Китса и Брюллова.
Памятник больше всего напоминает нубийские пирамиды в Мероэ с их большим углом наклона. Это заставляет предположить, что Цестий участвовал в боевых действиях римлян в тех краях в 23 г. до н. э. В древности могила была тщательно запечатана, что не помешало её разграблению в последующие годы. При строительстве Аврелиевых стен в 271—275 гг. пирамида была встроена в них в качестве треугольного бастиона.
Термы Каракаллы
Уже в V в. н.э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, "банный корпус", лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплеты огpoмных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачногo камня цвета слоновой кости. Из-за этогo зал освещен ровным золотистым светом. Стены из полированногo мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод. Снаружи термы Каракаллы 6ыли облицованы мраморными плитами, под мрамором - многометровая толща местногo камня и бетона - смеси извести с галькой и песком. Огромные термы вмещали в себя более 1500 человек. Здесь купалась и общалась аристократия Древнего Рима. В этом комплексе находились отделение с горячей и холодной водой, бассейны, раздевалки. Также в термах были размещены сады, гимназии, рестораны, библиотеки, галереи и театры.
Палатин
Палатин - самый древний холм Рима. Высота его достигает
около 50 метров. Здесь возник древний Рим. По преданию, на Палатине были вскормлены волчицей и воспитаны Фаустулом Ромул и Рем, здесь Ромул заложил город. Название холмасвязано с именем богини Палес, охранительницы скота. Очевидно, Палатинский холм первоначально служил выгоном для скота, а когда у италиков появились первые религиозные представления и возник культ богини Палес, Палатин стал религиозным центром пастухов, совершавших здесь жертвоприношения. Глубокая древность холма доказывается многочисленными остатками старины, которые тщательно сохранялись потомством и существовали ещё во времена Империи.
Палатин знаменит своими грандиозными императорскими дворцами. Одним из первых дворцов, построенных здесь, был дворец Октавиана и Августа. Позднее император Тиберий построил здесь особняк – т.н. Домус Тиберия, в средние века в нем обосновалась семья Франджипане, а в 16 в. семья Фарнезе от которой остались великолепные сады. Подземная галерея от дворца Тиберия приводит к Дворцу Флавиев, построенному в 1 в. Домицианом.
Замок святого ангела
В этом замке хоронили императоров, потом в нем жили римские папы. Художники и ученые узнали его как тюрьму. А однажды на крышу замка даже спустился ангел…
Расположенный на правом берегу Тибра замок св. Ангела, ранее был мавзолеем Адриана. Строительство замка было начато во времена Адриана и закончено в 139 в н.э. Он был построен как усыпальница для императора и его приближенных.
Свое нынешнее название — Замок Святого Ангела — сооружение получило в 590 г. В Риме тогда свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Согласно легенде, папа Григорий Великий решил провести шествие через город, чтобы снискать милость Девы Марии. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась. Впечатление же от видения осталось настолько сильным, что замок навсегда остался Замком Святого Ангела. Фигуру ангела, вставляющего меч в ножны, установили на крыше, на том самом месте. Затем ее перенесли в сад перед замком.
Рим славится своими художественными галереями, музеями, библиотеками и образовательными учреждениями.
В Риме находится крупнейшая библиотека Италии – Национальная центральная библиотека. Второе место занимает Ватиканская библиотека, располагающая бесценным собранием рукописей. Много библиотек функционирует также при государственных, религиозных и образовательных заведениях.
Римский университет, основанный в начале 14 в., ныне насчитывающий около 180 тыс. студентов, занимает комплекс современных зданий, образующих Университетский городок. При некоторых факультетах, например медицинском, юридическом, литературном и др., имеются узкоспециализированные институты. В Риме размещены научные центры США, Франции, Великобритании, Германии и Швеции по изучению искусства и археологии.
В театрах Рима регулярно ставят пьесы античных и современных драматургов, а также музыкальные комедии. Оперные спектакли проходят в Римской опере (Театро дель опера), а симфонические концерты – в Римской филармонии и других концертных залах. В теплое время года устраиваются концерты на Форуме под открытым небом среди развалин базилики Максенция, а оперные представления – в термах Каракаллы.
Удивительные красоты открываются в Риме ночью. Благодаря необычному освещению уникальные памятники Рима выглядят завораживающе, притягивают взор своей красотой и величием.
Посетите Рим, и вам обязательно захочется вернуться сюда снова!